Процессуально-исполнительное законодательство Республики Беларусь в качестве одной из мер обеспечения административного процесса предусматривает задержание физического лица.
Наиболее часто задержание происходит при непосредственном обнаружении правонарушения для его пресечения (например, обнаружение гражданина в состоянии сильного алкогольного опьянения, задержание лиц, совершающих хулиганские действия и т.п), но не исключены и иные основания, сущность которых будет раскрыта в настоящей статье.
Правовую регламентацию институт задержания получил в статьях 8.2-8.5 ПИКоАП (процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях). В данной статье я постараюсь простыми словами дать ответы на основные вопросы, возникающие в связи с административным задержанием.
(Про задержание по уголовному делу в порядке статьи 108 УПК читайте здесь)
Общий срок административного задержания составляет не более трех часов, который исчисляется с момента фактического задержания (ч.1 ст. 8.4 ПИКоАП).
В строго регламентированных законом случаях (ч.2 ст. 8.4 ПИКоАП), административное задержание может быть осуществлено на срок до 72 часов. К таковым законодатель относит случаи, если:
санкция статьи предусматривает взыскания в виде ареста или депортации;
лицо находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) в общественном месте, при этом своим видом оскорбляет человеческое достоинство и нравственность;
задержан военнослужащий срочной военной службы;
если у лица имеются признаки психического расстройства, а его поведение создает опасность для себя самого либо окружающих;
в случаях связанных с нарушением границы, пограничного режима.
Административное задержание на срок свыше 72 часов может быть применено с санкции прокурора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в случае нарушения миграционного законодательства, пограничного режима, режима границы - до установления их личности (ч.5 ст. 8.4 ПИКоАП).
На срок, необходимый для исполнения депортации, с санкции прокурора может быть задержано лицо, в отношении которого применен указанный вид административного взыскания (ч.6 ст. 8.4 ПИКоАП).
Административное задержание не допускается (ч.7 ст. 8.2 ПИКоАП) в отношении следующих категорий лиц:
занимающих высшие государственные должности и должности которых внесены в кадровый реестр Президента;
депутатов всех уровней, членов Совета Республики;
судей;
народных заседателей во время исполнения ими обязанностей в суде.
Административное задержание не может быть применено на срок свыше 3-х часов в отношении следующих категорий лиц:
несовершеннолетних (за исключением правонарушений, предусматривающих депортацию);
беременных женщин; инвалидов I и II группы; женщин и одиноких мужчин, имеющих на иждивении детей в возрасте до 18 лет; лиц, имеющих на иждивении инвалидов I группы, осуществляющих уход за лицами, достигшими 80 лет. Указанное ограничение (задержание не свыше 3-х часов) не действует в том случае, если санкцией статьи предусмотрено взыскание в виде депортации, либо лицо задержано по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 2 статьи 8.4 ПИКоАП.
Если задержан несовершеннолетний, уведомление о его задержании родителей либо лиц, исполняющих их обязанности, является обязанностью органа, ведущего административный процесс. При этом такое уведомление должно быть сделано незамедлительно.
В остальных случаях уведомление производится по просьбе задержанного лица в течение 3-х часов с момента фактического задержания. При этом попросить уведомить о задержании можно членов семьи, близких родственников, защитника, нанимателя, администрацию учреждения образования (ч.3 ст. 8.2 ПИКоАП).
Во время административного задержания может быть произведен весь комплекс действий, предусмотренных ПИКоАП, направленный на закрепление доказательственной базы и подготовку дела для рассмотрения, а также непосредственно само рассмотрение дела об административном правонарушении. Так, во время задержания могут быть отобраны объяснения, произведено освидетельствование, рассмотрены заявленные ходатайства, составлен протокол об административном правонарушении, произведено ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и т.п.
По истечении сроков задержания, задержанные лица подлежат немедленному освобождению (ч.7 ст. 8.4 ПИКоАП). В случае рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения взыскания в виде административного ареста, задержанное лицо не освобождается и направляется для отбывания административного ареста.
Да, можно. Административное задержание обжалуется прокурору или в районный (городской) суд. Данная жалоба рассматривается в течение трех суток с момента ее поступления.
Если Вам необходима профессиональная помощь адвоката по административным делам, обращайтесь по тел. +375295676777.