Нередки случаи, когда процесс оформления пенсии омрачается новостью об отсутствии данных о получении заработной платы у определенного нанимателя. Для кого-то это может повлечь назначение пенсии в меньшем размере, кто-то может столкнуться с еще большей проблемой – нехваткой страхового стажа для назначения пенсии.
В соответствии со ст. 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 года подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 года - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении документы бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На практике проблема чаще всего заключается в том, что наниматель уже ликвидирован либо находится в процессе ликвидации и не располагает сведениями о выплаченной заработной плате, эти же сведения не были сданы нанимателем в архив. Соответственно, справку о заработке получить невозможно.
Отчаиваться в такой ситуации не следует, поскольку установить факт получения заработной платы за конкретные периоды в определенном размере возможно в судебном порядке.
В соответствии со ст. 363 ГПК Республики Беларусь дела об установлении фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан (фактов, имеющих юридическое значение), подлежат рассмотрению судом, если законодательством не предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления и заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты.
Указанная категория дел рассматривается в суде в порядке особого производства. Заявление подается в суд по месту жительства лица, которое обращается в суд. При этом у заявителя не должно быть другой возможности получить документы, удостоверяющие получение заработной платы. В подтверждение указанным обстоятельствам к заявлению необходимо прилагать сведения из архивов, данные, подтверждающие ликвидацию юридического лица (нанимателя), обращение к бывшему нанимателю об истребовании сведений о получении заработной платы.
Необходимо учитывать, что неуплата обязательных страховых взносов в ФСЗН с 01.07.1998 года, т.е. с даты создания фонда, может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления об установлении факта получения зарплаты.